Технологию, по которой краска наносится на автомобиль, придумал и запатентовал в 1878 году
американский ювелир Эбнер Пилер. Из нескольких старых трубок, швейной иглы и самодельного
ручного компрессора он смастерил первый распылитель водорастворимой краски и в качестве отдыха
от возни с алмазной крошкой и золотой стружкой в своей мастерской рисовал с помощью этого
инструмента пейзажи родного штата Айова. Права на его изобретение купила фирма Liberty Walkup,
которая в 1884-м занялась "раскруткой" нового способа живописи, названного "аэрографией",
и продажей первых моделей распылителей, получивших название airbrush (воздушная кисть).
Вскоре фотографы всего мира активно использовали airbrush для ретуши или раскрашивания
черно-белых снимков.
Причем "бесконтактная" техника нанесения краски позволяла получать как четкие и тонкие,
так и размытые контуры и линии, благодаря чему рисунки, сделанные аэрографом, по восприятию
были очень близки к качеству настоящих фотоснимков того времени. Некоторые фотосалоны даже
предлагали клиентам такие услуги, как добавление на фото новых деталей или полное изменение
заднего плана.
Настоящий бум аэрографии начался в начале ХХ века. Аэрограф тогда был для художника
таким же модным и полезным инструментом, как сегодня лэптоп для бизнесмена. С помощью
"воздушной кисти" рисовали объявления, афиши, рекламные плакаты и иллюстрации в журналы.
Почти все рисунки, в которых требовалась передача изображения фотографического качества,
делали методом airbrush.
Первые аэрографические изображения, появившиеся на автомобилях, имели исключительно
утилитарную функцию – это были номера на кузовах гоночных машин. Затем борта спортивных
автомобилей стали украшать названия и логотипы спонсоров, а также изображения завоеванных
кубков. Следующей ступенью эволюции "спортивной аэрографии" были уже художественные
рисунки – различные символы, огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы.
С течением времени автоспорт становился все более популярным и профессиональным,
количество спонсоров увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности кузова гоночного
болида становился дорогостоящим товаром. Поэтому "некоммерческие" изображения вскоре
покинули автоспорт. Однако художественная роспись автомобилей не умерла, а продолжала
активно развиваться в частном секторе. Уже в 40-х годах в Америке и Европе появились
специальные фирмы, наносящие на автомобили несложные изображения, состоящие не более
чем из двух-трех цветов, а спустя еще десять лет многочисленные airbrush-ателье
предлагали владельцам автомобилей рисунки любой сложности фотографического качества.
В Россию автомобильная аэрография добралась лишь к середине 80-х годов,
зато всего за несколько лет прошла все стадии взросления и развития, от напыления из
баллончика сквозь трафарет одноцветных драконов до полного художественного оформления
автомобиля с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры стоимостью несколько тысяч
долларов. Заморские технологии превращения машин в живые картины стали доступны всем
и оказались не сакральным волшебством (как думали многие отечественные автовладельцы
в советское время), а вполне приемлемым средством подчеркнуть индивидуальность владельца.